Подпорожский речной порт
На реке Свирь, между поселком Важины и поселком Никольское, находится очень масштабный и завораживающий объект, который проезжающие на пассажирских судах туристы не всегда могут опознать.
Это Подпорожский речной порт — крупнейший промышленный объект Свири (наряду с двумя Свирскими ГЭС) и один из самых больших речных портов Северо-Запада России.
Еще в петровские времена, когда начали строиться Ладожские каналы и верфи, возникла необходимость в обслуживании водного пути по маршруту: Шлиссельбург, Пела (Отрадное), Новая Ладога, Свирица, Лодейное Поле, Подпорожье.
План ГОЭЛРО стимулировал развитие новых социалистических городов – Кировск, Волхов, Сясьстрой, Свирьстрой, а растущие потребности Санкт-Петербурга в стройматериалах и изделиях деревообработки активизировали развитие городских поселений в районах нахождения природных строительных материалов.
При наличии единой глубоководной транспортной сети европейской части СССР и развитии перевозок на судах «река-море» новый порт был необходим как связующее звено между речным и железнодорожным транспортом в Ленинградском промышленном районе.
Так было принято решение о строительстве порта на Свири. Началось оно с того, что в марте 1981 году на правом берегу реки Свирь вблизи поселка Важины на 1055-м километре Волго-Балтийского водного пути были начаты работы по строительству перевалочного речного порта с грузовым оборотом 3330 тыс.т.
Порт предназначался для перегрузки каменного угля, серного колчедана, лесных и минерально-строительных материалов.
Построен он был в 1986 г. Так в поселке Никольский начал функционировать Подпорожский речной порт.
Участок между Онежским озером и Финском заливом (река Свирь, Ладожское озеро и река Нева) составил часть Волго-Балтийского водного пути, проходящего по территориям Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Помимо Подпорожского порта на этом участке стал функционировать Санкт-Петербургский речной порт, Пассажирский порт в Санкт-Петербурге, а также Ленинградский речной порт в городе Отрадное на реке Неве при впадении в нее реки Тосно.
Подпорожский порт стал самым большим речным портом Северо-Запада РФ, переваливающий более 3 млн. тонн в год навалочных, насыпных и пакетированных грузов.
У порта имеется причал длиной 640 м, территория более 32 га, 22 мостовых крана грузоподъемностью по 16 тонн, более 4 км ж/д путей. Все это позволяет обрабатывать одновременно до пяти теплоходов, и производить разгрузку/погрузку теплоходов, вагонов и автотранспорта по "прямому варианту". Энерговооружение мощностью 5,7 МВт позволяет разместить на территории различные производства.
Порт предлагает клиентам создание полных логистических схем и всех операций, связанных с доставкой грузов, осуществляет все экспортно-импортные операции и оформление необходимых документов.
Подпорожский порт в основном обеспечивает перевалку щебня и лесоматериалов, принимая и отправляя грузы железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Кроме того, он предлагает перевалку экспортных и импортных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание, услуги по бункеровке флота, приему с судов нефтесодержащих и сточных вод, мусора.
Адрес Подпорожского порта — 187741, Ленинградская область, Подпорожский р-н, поселок Никольский.
Поселок Никольский
История посёлка Никольский связана с событиями начала XVIII века, когда Пётр I, совершая поездку по Олонецкому краю, определил место для постройки верфи близ деревень Мешковичи и Мокришвицы (на территории современного города Лодейное Поле). В 1703 году строительство Олонецкой верфи было завершено. Для изготовления железных цепей и якорей Пётр I выписал из тогдашней немецкой слободы немцев и поселил их на берегу реки Свирь. Мастера производили добычу руды, из которой в «варницах» плавили железо для производства цепей и якорей.
До 1914 года деревня называлась Немецкое. Затем, в связи с началом Первой мировой войны, была переименована на русский манер в Никольское. С 1946 года в связи со строительством Свирской судостроительной верфи началось активное развитие селения. В середине 80-х годов произошёл следующий толчок в развитии посёлка, который был связан со строительством Подпорожского порта.
Вместе с тем, по информации СМИ, поселок Никольский за последние годы пережил много потрясений. Причиной этому стало тяжелое финансовое положение крупных предприятий – Свирской верфи и Подпорожского порта. Как следствие – снижение доходов и, конечно, напряжение среди населения. В связи с нехваткой заказов на Свирской судоверфи и спадом производства в Подпорожском порту многие жители ездят на работу в Важины и Подпорожье.
В настоящее время порт находится на грани банкротства.