Ледоколы помогают осваивать Арктику
Сейчас много спорят, стоило ли с нашим российским размахом осваивать Север, возводя десятки городов и поселков на арктическом побережье, мало пригодном для цивилизованной жизни. Говорят о необходимости убрать оседлого человека с Севера, внедрять вахтовый метод... Но прошлое не вернешь, не переделаешь, его можно критиковать, но гораздо полезнее извлекать из него уроки ради будущего.
Никто в предвоенные годы не мог предположить, какие ледоколы способны обеспечить стабильную круглогодовую работу на Северном морском пути, но уже становилось очевидно: Арктика станет доступной, если произойдет научно-технический прорыв, качественно меняющий стратегию и тактику ледового плавания.
За первые шесть навигаций, каждая из которых продолжалась более ста суток, была подтверждена проектная автономность плавания атомохода "Ленин" на одной загрузке ядерного топлива. И что, пожалуй, самое важное, ни в эти годы, ни в последующие на судне не было ни одного радиационного инцидента, который представлял бы угрозу экипажу и окружающей среде. Не случалось подобных событий и на атомных ледоколах второго, третьего поколения и атомном лихтеровозе-контейнеровозе "Севморпуть".
Техническая сторона дела не замедлила отразиться на результатах нового этапа освоения Арктики. Перечислить все достигнутое на протяжении нескольких десятилетий в одной статье просто невозможно, а потому вспомним лишь некоторые наиболее значительные вехи.
1961 год, октябрь.
Высадка с борта атомохода "Ленин" на льдину в районе острова Врангеля дрейфующей станции "Северный полюс-10".
1970 год.
Начиная с 1970 года навигационный период в Арктике был продлен с 5 до 10 месяцев. Объем перевозок грузов в зимний период увеличился в 36 раз.
1971 год, май.
Высокоширотный рейс, севернее всех островов Евразии, атомохода "Ленин", осуществившего проводку из Мурманска на Дальний Восток ледокола "Владивосток". Через 7 лет аналогичным путем атомоход "Сибирь" уже проведет транспортное судно "Капитан Мышевский".
1977 год.
17 августа атомоход "Арктика" впервые в надводном плавании достиг географической точки Северного полюса. (Руков. экспедиции Т.Б. Гуженко, капитан Ю.С. Кучиев)
1978 год.
1 мая состоялся необычайно ранний приход в Дудинку каравана судов под проводкой атомных ледоколов "Сибирь", "Ленин" и ледокола "Капитан Сорокин". Положено начало круглогодичному плаванию на трассе Мурманск – Дудинка для обеспечения грузоперевозок Норильского комбината.
1983 и 1994 год.
В аномально тяжелой ледовой обстановке атомоходы "Арктика", "Россия" и "Ямал" обеспечивали доставку жителям арктического побережья товаров и грузов для их жизнедеятельности.
1987 год.
Состоялся высокоширотный рейс атомного ледокола "Сибирь" с беспрецедентной в истории арктического мореплавания многоцелевой научной экспедицией. Снят с дрейфующей льдины состав научной станции СП-27, открыта станция СП-29, атомоход достиг Северного полюса с научными целями.
Начиная с 1977 года.
Почти весь завоз грузов в восточный район Арктики с запада был поручен Мурманскому морскому пароходству.
Задачи промышленно-экономического освоения Крайнего Севера России с годами меняются. Сегодня основной упор делается на освоение прибрежных и шельфовых месторождений нефти и газа. Ископаемые богатства здесь настолько велики, что их называют природной кладовой планеты. Но чтобы обеспечить их вывоз, необходимо мощное ледокольное обеспечение. Таковы некоторые итоги.
У России, располагающей наибольшим по протяженности в мире арктическим побережьем, не было иного выбора при освоении богатых природных кладовых, как создать и вывести на трассы Северного морского пути флот, способный противостоять самой суровой стихии на планете. Почти сорок пять лет его стабильной эксплуатации подтвердили, что данная стратегия себя полностью оправдывает.
Автор статьи - Владимир Блинов.